<<  назад каталог статей следующая статья  >>
 


Конструкционные материалы

      Самолет построен целиком из отечественных материалов. Он изготовлен преимущест-венно из дерева - березы и сосны. Их основное качество – высокая прочность на единицу массы. Дерево было стратегически недефицитным материалом того времени, его широко использовали как силовой конструкционный материал. Применяли листы дюралюминия для противопожарной перегородки, стальные трубы для изготовления ферм шасси, силовых нервюр, костыля. Широко использовали листы фанеры, шпон березовый, миткаль.
      Применение работающих обшивок, устранение лишних разъемов, рациональное использование дерева в силовых элементах и многие другие конструктивные новшества обеспечили получение весьма высокой массовой отдачи самолета. Так, на самолете ХАИ-1 отношение полезной нагрузки к полетной массе составило 37,3 %, что явилось своеобразным рекордом того времени.
      Применение в самолете конструктивных элементов, в основном из дерева, дало еще одно преимущество - возможность быстрого развертывания производства с привлечением малоквалифицированных рабочих.


Система управления


      Управление самолетом по схеме - нормального типа (ручка, педали), по конструкции - смешанного типа. Управление элеронами жесткое, рулем высоты - смешанное, рулем направления - гибкое. Все тяги, рычаги и тросовые проводки были спрятаны внутри фюзеляжа и крыла. Управление рулем высоты осуществлялось ручкой, а рулем направления - педалями. Педали регулировались соответственно росту пилота.
      Стабилизатор управлялся специальным штурвалом, установленным в кабине пилота с левой стороны.
      Основное, что было достигнуто в самолете ХАИ-1, - весьма сложные, совершенно новые для авиации механизмы убирающегося шасси, для чего был применен специальный подъемный механизм, установленный в кабине с правой стороны пилота. Перед подъемом включались замки, и шасси выходило из рабочего положения. Пилот выполнял до 42 оборотов рукояткой, и шасси полностью заходило в ниши крыла. Специальным стопором там оно удерживалось. Чтобы поставить шасси в рабочее положение, необходимо было освободить защелку стопора, и оно само опускалось.


Кабина пилота и оборудование


      Кабину пилота располагали в передней части фюзеляжа. Сверху ее закрывали специальным фонарем и козырьком, дающими хороший обзор и оберегающими пилота от проникновения воздушного потока. В кабине было одно сиденье для пилота.
      Для управления самолетом в кабине пилота были установлены: приборная доска; ручка для управления рулем высоты и элеронами; педали ножного управления рулем направления; штурвал с левой стороны кабины для управления стабилизатором; подъемный механизм с правой стороны кабины для уборки и выпуска шасси.
      На самолете было аэронавигационное оборудование: компас, два альтиметра, два указателя скорости, указатель крена, термометры (наружный и внутренний в пассажирской кабине), часы, указатель частоты вращения вала двигателя, термометр для масла, манометры для бензина и масла.


Силовая установка


      Самолет ХАИ-1 был снабжен отечественным поршневым звездообразным двигателем воздушного охлаждения типа М-22 мощностью 480 л.с. (353 кВт). Моторная рама съемная, ее выполняли из стальных сварных труб, крепили к лонжеронам фюзеляжа на четырех болтах. Двигатель крепили девятью болтами к втулкам, приваренным к кольцу моторамы. Всю силовую установку закрывали боковыми и лобовыми капотами. На двигатель для улучшения обдува головок цилиндра было установлено кольцо Тауненда, что улучшало аэродинамику самолета и охлаждение двигателя.
      Питание двигателя топливом осуществлялось из двух баков, расположенных в отъемных консольных частях крыла и добавочного бака с запасом топлива на 15 минут полета, расположенного в обтекателе за фонарем пилота. Вместимость топливных баков обеспечивала четыре часа полета, и дальность - 800 км.
      Питание двигателя маслом осуществлялось из бака вместимостью 70 л, расположенного в пилотской кабине за приборной доской.


Наземные и летные испытания


      Первый полет самолета ХАИ-1 состоялся 8 октября 1932 г. Опытный самолет был испытан на заводском аэродроме ХАЗОСС известным летчиком испытателем Борисом Николаевичем Кудриным. При заводских испытаниях не было выявлено каких-либо дефектов. Самолет показал хорошие летные качества и скорость более 300 км/ч. Летчик Б. Н. Кудрин дал хороший отзыв об устойчивости и управляемости самолета. Были неоднократно проведены наземные испытания по подъему и выпуску шасси. Ручной механизм с помощью тросов позволял убирать шасси в ниши крыла и закрывать их специальными щитками. После нескольких таких наземных испытаний шасси и полетов настал день - 4 января 1933 г., когда было решено испытать в воздухе опытную машину на скорость с убранным шасси. После подъема шасси самолет приобрел дополнительную скороподъемность и скорость, которая составила на мерном километре 292 км/ч со старым, некондиционным двигателем. Дополнительная скорость составила 40 км/ч. Убирать шасси в полете, под напором воздуха оказалось значительно труднее, чем на наземном стенде, и усилие составило 17 кгс (170 Н) при 40 оборотах рукоятки.
      Создание первого отечественного скоростного пассажирского самолета с убирающимся шасси оригинальной конструкции и оптимальных аэродинамических форм было большой победой отечественной авиации в Европе.       7 февраля 1933 г. газета «Известия» под заголовком «Первое место в Европе» опубликовала рапорт руководства Харьковского авиационного института Центральному Комитету ВКП(б), Совнаркому СССР и Наркому тяжелой промышленности, в котором отмечалось: «...самолет ХАИ-1 с убирающимся в полете шасси при испытаниях на мерном километре дал скорость в 290 км/ч. Этим самым советская авиация по скоростным пассажирским машинам заняла первое место в Европе и второе в мире».
      После неоднократных испытаний на заводе единичный самолет ХАИ-1 17 февраля 1933 г. прилетел в Москву на государственные испытания. Полет от Харькова до Москвы продолжался 2ч. 54 мин. - это был рекорд своего времени.
      Самолет ХАИ-1 серийно строился на Киевском авиазаводе № 3 с 1934 г. За период с 1934 по 1937 гг. было построено 43 машины, которые составили основу авиационного пассажирского парка ГВФ СССР.
      С 1934 г. самолеты ХАИ-1 начали регулярные пассажирские перевозки на воздушных линиях Москва - Харьков, Москва – Минводы – Ростов-на-Дону – Краснодар, Москва – Симферополь. Серийные машины были на 125 кг. легче опытного образца, развивали максимальную скорость 324 км/ч, имели потолок 5700 м и дальность полета 950 км, и могли находиться в воздухе 3ч. 20мин. Они были признаны самыми экономичными самолетами Аэрофлота и успешно эксплуатировались вплоть до начала Великой Отечественной Войны.
      Результаты испытаний самолета ХАИ-1 (№ 44302) производства Киевского авиазавода на лыжах с машины Р-5:

1.   Километраж (взлетная масса самолета - 2540 кг).
        Режимы:
  - частота вращения вала - 2000 мин -1; скорость -230 км/ч;>
  - частота вращения вала - 1620 мин -1; скорость -199 км/ч;
  - частота вращения вала - 1300 мин -1; скорость -122 км/ч.
2.   Скорость горизонтальная самолета на высотах
Высота полета H, м Скорость горизонтальная V, км/ч Частота вращения вала n, мин -1 Время подъема, t
1000 215 1950 3 мин 5 с
1500 220 1950 -
2000 210 1950 7 мин 7 с
2500 200 1950 -
4000 240 2100 18 мин 16 с
5000 175 1800 25 мин 4 с
3.   Летная характеристика:
  - скорость максимальная при n = 2000 мин-1 - 230 км/ч;
  - скорость средняя при n = 1620 мин-1 - 199 км/ч;
  - скорость минимальная при n = 1300 мин-1 - 122 км/ч.
      Скороподъемность с неубранными лыжами при полетной массе 2540 кг на высоту 5000 м составила 25 мин 4 с. Разбег - 260 м при времени - 19 с, пробег - 225 м при времени - 16 с.
      28 апреля 1935 г. в 12 час 20 мин самолет вылетел из Киевского аэропорта в направлении Харькова. Уборка шасси была произведена нормально. Перелет Киев-Харьков продолжался 1час 40 мин со средней скоростью 220 км/час и n = 1700 об/мин. Во время перелета при попутном боковом ветре самолет сильно болтало».
      Технические требования на эталонный пассажирский самолет ХАИ-1 с двигателем М-22 мощностью 480 л.с. (353 кВт):
1.   Габаритные размеры самолета:
  - размах крыла - 14250 мм;
  - максимальная высота - 3830 мм;
  - длина (в линии полета) - 10300 мм.
2.   Массовые данные:
  - масса пустого самолета, на колесах - 1700 кг;
  - масса полезной нагрузки (общая: бензин, масло, пилот, шесть пассажиров, багаж) - 940 кг;
  - масса полетная - 2640 кг.
3.   Аэронавигационное оборудование: компас АН-3 - 1 шт.; альтиметр на 8000 м - 2 шт.; полукомпас КИ-1 - 1 шт.; указатель скорости - 2 шт.; указатель крена - 1 шт.; термометр наружного воздуха -1 шт.; термометр в пассажирской кабине - 1 шт.; ча-сы - 2 шт.; указатель частоты вращения вала двигателя - 1 шт.; термометр для масла - 2 шт.; манометр для масла - 1 шт.; манометр для бензина - 1 шт.

 
<<  назад каталог статей следующая статья  >>
 
Hosted by uCoz